Авдонина Любовь Юрьевна

Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя истории и обществоведения МБОУ «Ширингушская СОШ»
Зубово-Полянского  района Республики Мордовия

•Тема инновационного педагогического опыта: ««Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

•        В преподавании истории и обществознании руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся личности. 

Целью учебно-воспитательной работы считаю создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование историко-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности школьника.

       Программа развития школы, а также происходящие в современном образовании изменения – модернизация с целью повышения качества образовательных услуг – определила мои задачи в межаттестационный период:

1.      Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;

использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет);

повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».

2.      Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам обязательного минимума содержания образования и запросам современного общества.

        Изучила много педагогических технологий в теории. На мой взгляд, обучение истории и обществознанию обучающихся старшей ступени школы  происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного обучения, проектно – исследовательского обучения, использование ИКТ, лекционно – семинарской системы. Использование каждой технологии подбираю в соответствии с содержанием обучения, уровнем обучаемости подростков. Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках. 

Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно.  Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. 

        На мой взгляд,  дискуссия лучше «заводится» с конкретной проблемной ситуации, поэтому начала собирать коллекцию проблемных задач. Также толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы, как источники мудрости и вариантов мнений.

        Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

         Основной проблемой реализации данной технологии в полном объеме считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читаю газет, не смотрят новостные передачи, а  субъективного опыта у них еще мало.

Проектно – исследовательские методы – один из самых трудных для меня при реализации его в практику преподавания. Организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц – полтора работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов.
 

        Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу — снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: попробовать начать работать с учащимися 7 – 9 классов. В среднем звене большая часть проектов по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и др.

Это проекты: «Биография моего предка», «Семейные реликвии», «Край, в котором мы живем», «Семь чудес света» и др. В старших классах ребята выполняют долгосрочные исследовательские проекты по краеведению и истории России. Лучшие исследовательские проекты старшеклассников занимают призовые места в школьных, муниципальных, региональных конкурсах. Например, мы ежегодно участвуем в республиканском конкурсе, посвященном семье Романовых, и добиваемся неплохих результатов.

Успешная работа в этом направлении возможна при использовании информационных технологий в учебном процессе. Обучающиеся используют различные виды источников: мультимедийные энциклопедии, ресурсы Интернета, материалы периодических изданий. Большая часть обучающихся оформляет свои работы на компьютере. На уроках  истории  и обществознания использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов обучающимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно — образного представления исторического прошлого.  С помощью  этой программы  создаю презентации к урокам  или использую готовые, находя их в Интернете.

Кроме этого практикую создание презентаций самими обучающимися. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов. Обучающиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны.

С помощью этого офисного приложения создаю графики и диаграммы в ходе изучения тем социально — экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.).

На уроках  использую следующие исторические  энциклопедии:

CD «Династия Романовых. Три века российской истории»,  

CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,

энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж»,

CD «Московский Кремль», «Государственная символика России. История и современность» и другие;  

электронные учебники CD «История России: XX век»,

CD «История Отечества IX-XVIII вв.»,

CD «История России XVII – XIX века», 

CD «Обществознание 8 – 11 классы».

Интернет рассматриваю как часть информационно — коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Летом 2017 года  нашу школу подключили к сети Интернет. Это позволило  использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Возможности Интернета обучающиеся используют при дистанционном обучении.
 Мною  составлен свой каталог информационных ресурсов, что позволяет  быстро осуществлять  поиск информации. Имею разработки уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ, методические материалы размещены в электронном СМИ «Инфоурока», в социальной сети работников образования nsportal создала свой персональный сайт.
Однако, самой большой сложностью использования ИКТ является то, что кабинеты не оснащены компьютерами и достаточно сложно бывает в нужное время попасть в компьютерный класс.

В условиях современной профильной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и формы контроля. Применяю групповые формы проверки знаний, при которых ученики одного звена спрашивают друг друга. При такой организации воспроизводится материал всеми обучающимися, выясняются непонятные вопросы.

Постоянно работаю над повышением своей профессиональной подготовки.

        Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий. Использование дистанционной формы обучения школьников.

Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.

Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.