Надейкина Марина Михайловна

Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МБОУ «Ширингушская СОШ»
Зубово-Полянского  района Республики Мордовия

Общество ставит перед нами задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому мы должны не только выработать у обучающихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщенных способов действий и умений применять эти способы в жизни. Считаю данную тему актуальной и важной.   Поэтому за весь период  своей работы я выполняю работу по обеспечению условий для развития познавательного и творческого потенциала обучающихся. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества. Поэтому перед собой я поставила цель:

продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для  эффективности  урока использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в  парах и  группах, а так же различные  методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы  проектной деятельности, эвристические  беседы, применяю разные  виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка  коллектива. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой уроки, внеурочные занятия, родительские собрания, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.

    Компьютерные технологии на уроках — мои помощники. Для повышения уровня познавательно активности разрабатываю   презентации к урокам, подбираю видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного  чтения, опираясь на материалы сайтов.

Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, технология. Мы с ребятами выполнили следующие проекты:                                                                                                      

 — Богатства, отданные людям.                                                                           

— Красная книга Мордовии.                                                                                     

— Животные – родного края.                                                                         
— Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?                      -Береги лес от пожара.                                                                                                                       

   Каждый год мы готовим мероприятия к церковным праздникам «Рождество Христово» и «Светлая Пасха». Участвуем в районных музыкальных конкурсах:  «Серебряная музыка» ( ГРАН-ПРИ), «Живи, народная душа» — 2 место, «Пасхальный фестиваль-2019», в республиканском  художественном конкурсе рисунков « Космические фантазии»2019г., участвовали в X-й Межрегиональной научно-исследовательской конференции по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» 2019г. Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке обучающихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей.   Работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к  совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

Для реализации поставленных задач по формированию познавательных способностей, я стараюсь работать по двум направлениям:учебное  и внеурочное.
В учебной деятельности  формирую познавательные способности  через:
— подбор занимательного материала;
— правильную организацию  формирования  учебной деятельности, учитывая психологические  особенности  обучающихся;                                                                

  — умения планировать и контролировать собственные действия; — формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;                                                                                                                        — умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательных способностей.
Во внеурочной деятельности путем проведения познавательных праздников, занимательных часов по предметам, встреч с интересными людьми, экскурсий и  продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Одним из средств формирования познавательного интереса учащихся начальных классов является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Я использую этот прием в своей педагогической деятельности.

Игры, направленные на развитие познавательной активности и формирование УУД обучающихся используемые мной на уроках в начальной школе:                                                                                                                           —знакомятся с различными  составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности, формирует самооценку.

 Следующий занимательный материал, который я использую на уроках и во внеурочной деятельности –  это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты. Они позволяют ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию,  контроль за своей деятельностью.
Кроме обычных кроссвордов использую кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд .

Результативность опыта

Работа по проблеме «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО» дает определенные позитивные результаты.

В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика:

В результате работы по развитию познавательных способностей учащихся, можно сделать вывод:

— дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку — 100%;

— умеют четко и ясно излагать свои мысли — 70%;

— стали активнее и самостоятельнее — 78%;

— не боятся высказать свою точку зрения — 96%;

— лучше обосновывают свои ответы — 89%;

— спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в шко­ле, дома) — 77,7%.

Развитие познавательных  способностей, помогает мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.

Познавательность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью. Таким образом, я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться на второй ступени образования.

Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к познанию:

•  они умеют самостоятельно работать с источником знаний.

•  понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу

напарника, ведут контроль над своими действиями;

•  дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;

•  с удовольствием участвуют в диспутах,  ведут диалог;

•  а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и  сохранение индивидуальности, самоутверждение с другой стороны, ребёнок становится личностью.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников.