Лапкаева Наталия Сергеевна

Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МБОУ «Ширингушская СОШ»
Зубово-Полянского  района Республики Мордовия

  1. Актуальность и перспективность опыта

    Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей  в обществе. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

Методическая тема, над которой я работаю несколько лет, взята мной не случайно.  «Развитие познавательной и творческой активности  на уроках русского языка и литературы с помощью проектной и исследовательской деятельности».

     Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь учащимся в приобретении знаний о  литературе, выработать у них умения и навыки, позволяющие высказывать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы и доказывать свою, ценить и чувствовать красоту, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.

    Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

  • личностный подход в обучении;
  • развитие познавательных и творческих способностей;
  • учет возрастных особенностей.

    Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной ее реализации. Школа должна быть обращена к социальным проблемам, связана с жизнью. Многое формируется в школьные годы  школой,  семьей, обществом.

 Реформа школы поставила вопрос о необходимости всесторонней подготовки подрастающего поколения. Главное — в овладении нравственными нормами общества и реализации их в жизнедеятельности каждого человека.

 Активизация учебно-познавательной деятельности обеспечивается включением в учебный процесс различных видов деятельности, из которых каждый по-своему развивает интеллектуально-логические, эмоционально-волевые процессы учащихся, способствует интенсивности познавательных усилий и творческих устремлений, основное внимание уделяется исследовательскому методу в  литературе.

           Условия формирования опыта.

      Урок литературы – это совместная работа учителя и ученика, при котором голос каждого должен быть услышан и каждая точка зрения выступает как равноправная. Вовлекая своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых сложных проблем, исследование художественного произведения, помогаю учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, открывая перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой базе возможно глубокое изучение литературы в школе, сотрудничество учителя и ученика. Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Открытия, сделанные в ходе исследовательской работы, должны вдохновлять на постижение нового.  Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

— внедрение новых педагогических технологий в работу;

— создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;

— постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут

увлекать учащихся;

— накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег.

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.

Теоретическая база опыта.

 В последние годы в практике многих из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное обучение и активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь методов обучения и воспитания, идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

Ученые – методисты российские и зарубежные (Т.А. Сахаров, Р. Рубе и т.д.) метод исследования признали наиболее продуктивным, так как он соответствует реализации задач современной школы. Ведь целью исследовательской работы является:

— развитие творческих способностей;

— формирование чувства ответственности;

— создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Задачи исследовательской деятельности:

— обучение планированию;

— формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

— умение анализировать;

— умение презентовать свою работу.

    Я считаю, чтобы урок литературы был интересным, разнообразным, ёмким и содержательным, стараюсь использовать многообразные формы деятельности учащихся: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую.

      В своей работе я стараюсь следовать мудрому совету В.А.Сухомлинского – беречь «детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Темы исследовательских работ составляются  совместно с учащимися. В результате подготовки к таким урокам у учащихся повышается интерес к тексту художественного произведения, к слову писателя, возникает потребность в работе с книгами литературоведческого характера. Приобретаются навыки самообразовательной, исследовательской деятельности, развивается речь.          Таким образом, такая исследовательская работа даёт многое для понимания творчества поэта или писателя, открывает новые, неизвестные страницы его жизни. 

На своих уроках я часто использую игру, особенно в 5-6 классах. Это соревнования, «Поле чудес», «Угадай произведение», Игра-переводчик, «Бумеранг» и др. Это является подготовкой к более серьезной работе. Я стараюсь подойти к составлению творческих заданий строго индивидуально, внушая детям мысль: «Интересно не только учиться, но и  демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы». 

Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся – всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении.

Использование современных информационных технологий вурочной  и внеурочной деятельности

В своей педагогической деятельности я широко использую современные информационные технологии (презентации,  мульти-медийные средства, аудио-, видеозаписи) при проведении нестандартных уроков, конференциях: 

 урок – игра «Радуга знаний» (Урок литературы в 5 классе) – презентация;

 урок – путешествие «В стране Русского языка» (урок русского языка в 7 классе) – презентация; 

 урок – игра «Что? Где? Когда?» (Итоговый урок по литературе в 8 классе).

Работая над своей проблемой развивающего обучения, я считаю, что педагогическое мастерство и творчество учителя  — средство развития ученика. Отсюда основными в учебно-воспитательном процессе считаю следующие задачи:

— развитие  личностной и образовательной компетентности обучающихся, их  готовности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;

— развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;                      

— развитие умений отстаивать свои права, формирования высокого уровня правовой культуры;

— формирование готовности к сотрудничеству, развитию способностей к созидательной, творческой деятельности;

— формирование толерантности, терпимости к чужому мнению, искать и находить оптимальные компромиссы.

           В инновационной системе все это ведет к формированию личности, освоению учащимися  оптимальных способов самостоятельной деятельности, практических навыков самообразования,  к развитию  творческого потенциала  каждого ученика.

      Я использую на уроках технологию проблемного обучения,    что позволяет вызывать у учеников активную поисковую деятельность в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.       Использование технологии группового обучения  с учетом учебных стилей, дает возможность определять дальнейшую стратегию работы с классом, ориентируясь на собственный стиль преподавания и индивидуальные стили учащихся.  

      Применение  тестовой технологии как современного средства повышения качества обучения школьников, позволяет мне развивать у обучающихся самостоятельность и способность к самоорганизации; формировать готовность к сотрудничеству, непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;  развивать способности к созидательной, творческой  деятельности. Задания с выбором ответа ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить объем требований к овладению знаний по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной работы. Презентация своей работы позволяет детям развивать умение общаться с группой, классом.

                                            Трудоемкость опыта.

Трудности работы по подготовке исследовательской деятельности состоит в следующем:

— работа является только этапом урока;

— слабая оснащенность классов.

Но это никогда не останавливало ребят. Были сделаны замечательные работы:

— «Мой Храм» — республиканский конкурс, 2015-18 год;

— «История моей семьи» — республиканский конкурс, 2017 год;

Работы также на школьном уровне: « Литературная сказка и ее особенности», «Нобелевские лауреаты в литературе» и многие другие.

                                         Адресность работы.

Методику работы можно использовать начинающему педагогу,  с целью внедрения в учебный процесс исследования. В начальных классах эта работа на подготовительном уровне, а в среднем звене оттачиваются умения исследовать, анализировать, добывать новые знания.