Самоуправление
Описание модели ученического самоуправления
Описание модели ученического самоуправления
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ученического самоуправления.
Деятельность органов ученического самоуправления МБОУ «Ширингушская СОШ» «Истоки» осуществляется на основании:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.35, ст.50, ст.68, ст.69);
- «Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Устава школы;
- Положения об ученическом самоуправлении «Истоки»
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
ЦЕЛЬ:
Цель ученического самоуправления – адаптация личности в будущей взрослой жизни, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие их организаторских способностей, ответственности за общее дело, развитие гражданских качеств личности. Ученическое самоуправление позволяет сделать воспитание в школе более открытым, демократичным, гуманистическим.
ЗАДАЧИ:
1. Выработать новый стиль отношений в системе: «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – коллектив», «ученик – общественность». 2. Создать условия для самореализации личности. 3. Обогатить каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни.
При организации деятельности органов ученического самоуправления мы руководствовались следующими ценностями и принципами:
Ценности
|
Принципы |
Каждый выполняет свои обязанности | принцип распределения полномочий;
|
Каждый равноправный участник | принцип равноправия;
|
Каждый имеет право выбирать и быть избранным | принцип выборности;
|
Каждый имеет право передать свой опыт младшему | принцип преемственности
|
Каждый имеет право знать | принцип открытости и гласности;
|
Каждый имеет право голоса | принцип демократии;
|
Каждый имеет право на достижение цели | принцип целесообразности;
|
Каждый имеет право на доброжелательное отношение | принцип гуманности;
|
Каждый имеет право на совет | принцип совета и согласия;
|
Каждый имеет право на свободу и выбор своей деятельности | принцип свободы и самодеятельности;
|
Каждый имеет право на критику и самокритику | принцип критики и самокритики;
|
Каждый отчитывается о своей работе | принцип отчётности.
|
Концепция ученического самоуправления.
Современная средняя общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученический коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. Соответственно, ученический коллектив должен иметь возможность влиять на деятельность школы, участвовать в школьной жизни, соуправляя ее жизнедеятельностью.
В Школе гуманных демократических отношений каждый из коллективов и объединений должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение своих потребностей и интересов в воспитательном и образовательном процессах. Развитие самоуправления помогает учащимся почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Этому может служить самоуправление ученического коллектива: собрание учащихся школы (высший орган); избранный собранием совет учащихся (совет правления); комиссии, штабы, советы и др. рабочие органы; классные собрания учащихся; классный ученические советы и их рабочие органы.
Органы самоуправления не могут действовать изолированно друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.
Инновационная деятельность:
— вооружение актива организаторскими знаниями (воспитание лидерских качеств);
— реализация потребностей и интересов учащихся (развитие социальных инициатив);
— развитие умения работать в команде.
Основные методы самоуправления:
-общественное поручение;
-общественное мнение;
-позитивное стимулирование;
-авансированное доверие;
-управленческий цикл;
-соревнование;
-традиции и ритуалы;
-личный пример;
-поощрение участников самоуправленческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Общешкольная ученическая конференция
1. Периодичность проведения – 1 раз в год или по необходимости для обсуждения и решения важных вопросов.
2. Рассматриваемые вопросы связаны с участием учащихся в самоуправлении.
3. Формирует избирком, определяет ход избирательной кампании, ее сроки, утверждает правило формирования кабинета министров.
4. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы школы.
5. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие деятельность ученического коллектива.
6. Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности.
Президентский совет.
1. Координирует деятельность министерств, мэрий городов.
2. Планирует и организует внеклассные мероприятия.
3. Организует и контролирует самообслуживание учащихся, дежурство по школе, следит за порядком в холлах, рекреациях, кабинетах и на территории школы.
4. Организует шефство над ветеранами войны и труда.
5. Организует работу пресс-центра.
6. Заслушивает отчеты министерств, мэров городов.
7. Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии с Уставом школы, настоящим Положением.
Обязанности органов ученического самоуправления.
- Президент организует работу всех министерств, координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, периодически созывает заседания кабинета министров, заслушивает отчеты, принимает решения, связанные с деятельностью школьной республики и проблемами учащихся.
№ | Министерства | Направления деятельности |
1 | Министерство науки и образования
|
|
2 | Министерство культуры
|
|
3 | Министерство здравоохранения
|
|
4 | Министерство информации и печати
|
|
5 |
Министерство труда
|
|
6 |
Министерство спорта
|
|
7 | Министерство заботы
|
|
Как формируется министерство.
1. В каждом классном коллективе (5-11 класс ) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура, спорт, информация, здоровье, труд, забота
2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного министерства (таким образом, в каждом школьном министерстве есть представитель от каждого класса).
Классное ученическое (городское) собрание.
Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего города (класса), учебы, внеурочной деятельности, взаимодействия с органами школьного самоуправления, родительской общественностью. Каждый ученик – житель города, у которого есть герб, гимн, свои законы, имеет право высказываться, быть услышанным и влиять на принятие решения. Главное в работе собрания – обсуждение наболевших проблем, открытая и честная дискуссия, выработка коллективного решения, обязательного для всех. На собрании города избирается голосованием (открытым или тайным) мэр и мэрия города, распределяются поручения.
Мэрия города-класса.
Мэр и его команда, избранная большинством голосов, планирует деятельность всего коллектива с учетом интересов одноклассников, организует ее выполнение, регулирует, анализирует и оценивает ее.
Координация деятельности и развитие системы ученического самоуправления, взаимодействие с педагогическим коллективом, родительской общественностью.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо не столько совершенствовать его схему (нет схемы, которая срабатывала бы сама), сколько заниматься воспитанием личности, по словам Гегеля, способной «выполнить себя», с яркими лидерскими качествами, способной развиваться, самосовершенствоваться во благо окружающих, во благо общества.
- Директор школы отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулируя процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
- Зам. директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции воспитательной системы школы и модели ученического самоуправления, занимается вопросом методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая в каждом классе наиболее эффективную систему самоуправления.
- Старшая вожатая занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как важнейший специалист, непосредственно реализующий воспитательные программы различной направленности в школе.
- Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы детей, найти путь поддержки их инициатив, помочь детям реализовать их.
- Из числа педагогов назначаются директором школы (или выбираются по желанию детей) помощники-консультанты, курирующие деятельность министерств.
- Особую роль призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям он помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организует систему психологической поддержки активистов, консультирует классных руководителей.
- Родительская общественность, РК школы, принимая активное участие во всех значимых мероприятиях школы, всегда бывают в курсе процессов, идущих в большом школьном коллективе, имеют свои мнения, суждения, высказывают предложения, предлагают свою помощь.
Основное содержание деятельности ученического самоуправления.
Мероприятия | Сроки | Ответственные и
исполнители |
Ответственные министерства |
День знаний
|
1 сентября | Зам. директора по ВР | Министерство культуры |
Заседание Совета старшеклассников | Сентябрь | Зам. директора по ВР
Старшая вожатая |
|
Формирование, планирование, организация деятельности органов ученического самоуправления, школьных объединений, клубов и отрядов. |
Сентябрь
|
Зам. директора по ВР
МО классных руководителей
|
|
Месячник «Внимание, дети!» | Сентябрь
Май |
Зам. директора по ВР | Министерство информации и печати |
Праздник первоклассников «Чему учат в школе?» | Октябрь
|
кл. рук
|
Министерство заботы
Министерство культуры |
День учителя «Учитель, перед именем твоим…» | Октябрь | Зам. дир. по ВР
|
Министерство культуры
Министерство науки и образования |
День матери |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР, МО классных руководителей | Министерство заботы
|
День согласия и примирения | Ноябрь | Зам. директора по ВР
МО классных руководителей |
Министерство заботы
|
Всемирный день борьбы со СПИДом | Декабрь |
Зам. директора по ВР, старшая вожатая |
Министерство информации и печати
Министерство здравоохранения |
Новогодний серпантин | Декабрь |
Зам. директора по ВР, старшая вожатая |
Министерство заботы
Министерство культуры |
«Мы с папой – богатыри!» | Февраль | Зам. директора по ВР, старшая вожатая | Министерство спорта |
День влюбленных
|
Февраль
|
Зам. директора по ВР, старшая вожатая | Министерство информации и печати
Министерство культуры |
Вечер встречи выпускников | Февраль
|
Зам. директора по ВР, старшая вожатая | Министерство культуры |
«Любимые и дорогие» | Март | Зам. директора по ВР, старшая вожатая | Министерство культуры
Министерство заботы |
Общешкольный конкурс «Мисс очарование» | Март |
Зам. директора по ВР, старшая вожатая |
Министерство культуры
Министерство заботы |
Месячник борьбы с наркоманией, токсикоманией (по отдельному плану) | Март | Зам. директора по ВР, старшая вожатая | Министерство информации и печати
Министерство здравоохранения |
Всемирный день здоровья.
|
7 апреля | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство информации и печати
Министерство здравоохранения Министерство спорта |
День Земли | Апрель |
Зам. директора по ВР, старшая вожатая |
Министерство информации и печати
Министерство труда |
День Воды | Апрель | Зам. директора по ВР, старшая вожатая | Министерство информации и печати
Министерство труда |
День Птиц | Апрель |
Зам. директора по ВР, старшая вожатая |
Министерство информации и печати
Министерство труда |
День Победы
|
Май |
Зам. директора по ВР, старшая вожатая
МО классных руководителей |
Министерство культуры
Министерство заботы Министерство информации и печати |
Школа актива |
Май
|
Зам. директора по ВР, педагог-организатор
МО классных руководителей |
Министерство культуры
Министерство заботы Министерство информации и печати Министерство здравоохранения |
Конкурс рисунков «Мои родители», «Моя семья» |
Май |
Зам. директора по ВР
МО классных руководителей Учитель рисования Классные руководители |
Министерство культуры
|
Торжественная линейка «Звени, звонок последний!» | Май
|
Зам. директора по ВР,
МО классных руководителей |
Министерство культуры |
Выпускные балы в 9 и 11 классах. | Июнь | Зам. директора по ВР, педагог-организатор
МО классных руководителей |
Министерство культуры |
«Портфолио класса» | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство культуры
|
Озеленение здания школы и школьного двора | В течение года | МО классных руководителей
Зам. директора по ВР |
Министерство труда |
Проведение утренней зарядки | В течение года | Учителя физкультуры
Зам. директора по ВР Педагог-организатор |
Министерство спорта |
Организация работы Музея Боевой Славы | В течение года | Руководитель музея
|
Министерство заботы
|
Организация дежурства в школе | В течение года
|
Зам. директора по ВР
|
Министерство труда
|
Организация трудовых десантов в школе, микрорайоне школы | В течение года
|
Классные руководители
Зам. директора по ВР |
Министерство труда
|
Операция «Чистый двор» (большая уборка нашей территории) |
1 раз в четверть
|
Зам. директора по ВР
Классные руководители |
Министерство труда
|
Работа по благоустройству пришкольной территории и эстетическому оформлению школы | В течение года | Классные руководители
|
Министерство труда
|
Проведение классных часов по ПДД | В течение года | Зам. директора по ВР
Классные руководители |
Министерство здравоохранения |
Начинается новый учебный год с проведения общешкольной ученической конференции. Куда приходят делегаты от городов-классов, уполномоченные принимать ответственные решения. Они оценивают деятельность президентского совета, называют лучшие мероприятия, акции, праздники, вносят предложения по планированию работы на будущий год, высказывают пожелания в работе заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, директору школы, работникам школьной столовой, принимают некоторые нормативные акты, например, «О борьбе с курением в школе», «Положение о дежурном классе», «О борьбе с ненормативной лексикой». На конференции выбирают избирком и его председателя для организации и проведения выборов президента на новый учебный год. Избирком назначает сроки избирательной кампании, вводит правила ведения агитации, регистрирует кандидатов.
Избирательная кампания – яркая игровая деятельность, в которую вовлекаются все учащиеся, педагоги. В этом году приняли участие в избирательной кампании и самые маленькие жители школьной страны, и председатель родительского комитета школы.
Мэры городов и президент приносят клятву. Один раз в две недели собирается совет мэров, отчитывается перед президентским советом о том, как идут дела, о своих достижениях, о выполнении порученного.
Президентский совет школы практикует открытые заседания «Разговор начистоту» в классах, где учащиеся часто нарушают дисциплину, совершают антигуманные поступки, употребляют нецензурные выражения, имеют вредные привычки, не участвуют в жизни школы.
Ученическое самоуправление оживляет и разнообразит школьную внеурочную деятельность новыми традициями. Но и старые традиции поддерживаются и продолжаются: День Учителя – общешкольный праздник, который полностью берет на себя школьное самоуправление. В этот день президент становится дублером директора школы, министры становятся заместителями директора, набираются штаты дублеров-педагогов, уроки ведутся по расписанию.