Самоуправление

Описание модели ученического самоуправления

Описание модели ученического самоуправления

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ученического самоуправления.

 

Деятельность органов ученического самоуправления МБОУ «Ширингушская СОШ» «Истоки» осуществляется на основании:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.35, ст.50, ст.68, ст.69);
  • «Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
  • Устава школы;
  • Положения об ученическом самоуправлении «Истоки»

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

ЦЕЛЬ:

Цель ученического самоуправления – адаптация личности в будущей взрослой жизни, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие их организаторских способностей, ответственности за общее дело, развитие гражданских качеств личности. Ученическое самоуправление позволяет сделать воспитание в школе более открытым, демократичным, гуманистическим.

ЗАДАЧИ:

1. Выработать новый стиль отношений в системе: «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – коллектив», «ученик – общественность». 2. Создать условия для самореализации личности. 3. Обогатить каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни.

При организации деятельности органов ученического самоуправления мы руководствовались следующими ценностями и принципами:

Ценности

 

Принципы
Каждый выполняет свои обязанности принцип распределения полномочий;

 

Каждый равноправный участник принцип равноправия;

 

Каждый имеет право выбирать и быть избранным принцип выборности;

 

Каждый имеет право передать свой опыт младшему принцип преемственности

 

Каждый имеет право знать принцип открытости и гласности;

 

Каждый имеет право голоса принцип демократии;

 

Каждый имеет право на достижение цели принцип целесообразности;

 

Каждый имеет право на доброжелательное отношение принцип гуманности;

 

Каждый имеет право на совет принцип совета и согласия;

 

Каждый имеет право на свободу и выбор своей деятельности принцип свободы и самодеятельности;

 

Каждый имеет право на критику и самокритику принцип критики и самокритики;

 

Каждый отчитывается о своей работе принцип отчётности.

 

 

Концепция ученического самоуправления.

Современная средняя общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученический коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. Соответственно, ученический коллектив должен иметь возможность влиять на деятельность школы, участвовать в школьной жизни, соуправляя ее жизнедеятельностью.

В Школе гуманных демократических отношений каждый из коллективов и объединений должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение своих потребностей и интересов в воспитательном и образовательном процессах. Развитие самоуправления помогает учащимся почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Этому может служить самоуправление ученического коллектива: собрание учащихся школы (высший орган); избранный собранием совет учащихся (совет правления); комиссии, штабы, советы и др. рабочие органы; классные собрания учащихся; классный ученические советы и их рабочие органы.

Органы самоуправления не могут действовать изолированно друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.
Инновационная деятельность:
— вооружение актива организаторскими знаниями (воспитание лидерских качеств);
— реализация потребностей и интересов учащихся (развитие социальных инициатив);

— развитие умения работать в команде.
Основные методы самоуправления:

-общественное поручение;
-общественное мнение;
-позитивное стимулирование;
-авансированное доверие;
-управленческий цикл;

-соревнование;

-традиции и ритуалы;

-личный пример;

-поощрение участников самоуправленческой деятельности.

 

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Общешкольная ученическая конференция

1. Периодичность проведения – 1 раз в год или по необходимости для обсуждения и решения важных вопросов.

2. Рассматриваемые вопросы связаны с участием учащихся в самоуправлении.

3. Формирует избирком, определяет ход избирательной кампании, ее сроки, утверждает правило формирования кабинета министров.

4. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы школы.

5. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие деятельность ученического коллектива.

6. Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности.

Президентский совет.

1. Координирует деятельность министерств, мэрий городов.

2. Планирует и организует внеклассные мероприятия.

3. Организует и контролирует самообслуживание учащихся, дежурство по школе, следит за порядком в холлах, рекреациях, кабинетах и на территории школы.

4. Организует шефство над ветеранами войны и труда.

5. Организует работу пресс-центра.

6. Заслушивает отчеты министерств, мэров городов.

7. Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии с Уставом школы, настоящим Положением.

Обязанности органов ученического самоуправления.

  • Президент организует работу всех министерств, координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, периодически созывает заседания кабинета министров, заслушивает отчеты, принимает решения, связанные с деятельностью школьной республики и проблемами учащихся.
Министерства Направления деятельности
1 Министерство науки и образования

 

  • Сбор информации об учебном процессе
  • Проведение интеллектуальных марафонов
  • Участие в организации предметных недель
2 Министерство культуры 

 

  • Подготовка и проведение вечеров отдыха, праздников, фестивалей
  • Участие в организации конкурсов, выставок, игр, концертов
  • Организация экскурсионной работы
3 Министерство здравоохранения

 

  • Участие в организации Дней здоровья и спортивных праздников
  • Организация и контроль за выпуском уголков здоровья
4 Министерство информации и печати

 

  • Организация выпуска школьной газеты
  • Организация и проведение конкурса газет, плакатов, рисунков
  • Организация и проведение смотра-конкурса классных уголков
  • Подготовка и размещение объявлений
 

5

Министерство труда

 

  • Организация и проведение субботников
  • Организация генеральных уборок закрепленных территорий
  • Организация дежурства по школе
6  

Министерство спорта

 

  • Участие в организации Дней здоровья и спортивных праздников
  • Участие в подготовке и проведении спортивных соревнований
  • Сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы
  • Организация поздравлений победителей школьной спартакиады
  • Организация школьной зарядки
7 Министерство заботы

 

  • Организация и оказание посильной помощи ветеранам войны и труда
  • Поздравление ветеранов с праздниками
  • Проведение встреч с ветеранами
  • Помощь начальным классам в проведении праздников
  • Помощь в организации работы школьного музея

 

Как формируется министерство.

1. В каждом классном коллективе (5-11 класс ) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура, спорт, информация, здоровье, труд, забота

2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного министерства (таким образом, в каждом школьном министерстве есть представитель от каждого класса).

Классное ученическое (городское) собрание.

Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего города (класса), учебы, внеурочной деятельности, взаимодействия с органами школьного самоуправления, родительской общественностью. Каждый ученик – житель города, у которого есть герб, гимн, свои законы, имеет право высказываться, быть услышанным и влиять на принятие решения. Главное в работе собрания – обсуждение наболевших проблем, открытая и честная дискуссия, выработка коллективного решения, обязательного для всех. На собрании города избирается голосованием (открытым или тайным) мэр и мэрия города, распределяются поручения.

Мэрия города-класса.

Мэр и его команда, избранная большинством голосов, планирует деятельность всего коллектива с учетом интересов одноклассников, организует ее выполнение, регулирует, анализирует и оценивает ее.

Координация деятельности и развитие системы ученического самоуправления, взаимодействие с педагогическим коллективом, родительской общественностью.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо не столько совершенствовать его схему (нет схемы, которая срабатывала бы сама), сколько заниматься воспитанием личности, по словам Гегеля, способной «выполнить себя», с яркими лидерскими качествами, способной развиваться, самосовершенствоваться во благо окружающих, во благо общества.

  • Директор школы отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулируя процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
  • Зам. директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции воспитательной системы школы и модели ученического самоуправления, занимается вопросом методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая в каждом классе наиболее эффективную систему самоуправления.
  • Старшая вожатая занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как важнейший специалист, непосредственно реализующий воспитательные программы различной направленности в школе.
  • Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы детей, найти путь поддержки их инициатив, помочь детям реализовать их.
  • Из числа педагогов назначаются директором школы (или выбираются по желанию детей) помощники-консультанты, курирующие деятельность министерств.
  • Особую роль призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям он помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организует систему психологической поддержки активистов, консультирует классных руководителей.
  • Родительская общественность, РК школы, принимая активное участие во всех значимых мероприятиях школы, всегда бывают в курсе процессов, идущих в большом школьном коллективе, имеют свои мнения, суждения, высказывают предложения, предлагают свою помощь.

Основное содержание деятельности ученического самоуправления.

Мероприятия Сроки Ответственные и

исполнители

Ответственные министерства
День знаний

 

1 сентября Зам. директора по ВР Министерство культуры
Заседание Совета старшеклассников Сентябрь Зам. директора по ВР

Старшая вожатая

Формирование, планирование, организация деятельности органов ученического самоуправления, школьных объединений, клубов и отрядов.  

 

Сентябрь

 

Зам. директора по ВР

МО классных руководителей

 

 

 

Месячник «Внимание, дети!» Сентябрь

Май

Зам. директора по ВР  Министерство информации и печати
Праздник первоклассников «Чему учат в школе?» Октябрь

 

кл. рук

 

Министерство заботы

Министерство культуры

День учителя «Учитель, перед именем твоим…» Октябрь Зам. дир. по ВР

 

Министерство культуры

Министерство науки и образования

 

День матери

 

Ноябрь

Зам. директора по ВР, МО классных руководителей Министерство заботы

 

День согласия и примирения Ноябрь Зам. директора по ВР

МО классных руководителей

Министерство заботы

 

Всемирный день борьбы со СПИДом Декабрь  

Зам. директора по ВР, старшая вожатая

Министерство информации и печати

Министерство здравоохранения

Новогодний серпантин Декабрь  

Зам. директора по ВР, старшая вожатая

Министерство заботы

Министерство культуры

«Мы с папой – богатыри!» Февраль  Зам. директора по ВР, старшая вожатая Министерство спорта
День влюбленных

 

Февраль

 

Зам. директора по ВР, старшая вожатая Министерство информации и печати

Министерство культуры

Вечер встречи выпускников Февраль

 

 Зам. директора по ВР, старшая вожатая Министерство культуры
«Любимые и дорогие» Март Зам. директора по ВР, старшая вожатая Министерство культуры

Министерство заботы

Общешкольный конкурс «Мисс очарование» Март  

Зам. директора по ВР, старшая вожатая

Министерство культуры

Министерство заботы

Месячник борьбы с наркоманией, токсикоманией (по отдельному плану) Март Зам. директора по ВР, старшая вожатая Министерство информации и печати

Министерство здравоохранения

Всемирный день здоровья.

 

7 апреля Зам. директора по ВР, педагог-организатор Министерство информации и печати

Министерство здравоохранения

Министерство спорта

День Земли Апрель  

Зам. директора по ВР, старшая вожатая

Министерство информации и печати

Министерство труда

День Воды Апрель Зам. директора по ВР, старшая вожатая Министерство информации и печати

Министерство труда

День Птиц Апрель  

Зам. директора по ВР, старшая вожатая

Министерство информации и печати

Министерство труда

 

День Победы

 

 

Май

Зам. директора по ВР, старшая вожатая

МО классных руководителей

Министерство культуры

Министерство заботы

Министерство информации и печати

Школа актива  

Май

 

Зам. директора по ВР, педагог-организатор

МО классных руководителей

Министерство культуры

Министерство заботы

Министерство информации и печати

Министерство здравоохранения

 

Конкурс рисунков «Мои родители», «Моя семья»

 

Май

Зам. директора по ВР

МО классных руководителей

Учитель рисования

Классные руководители

 

Министерство культуры

 

Торжественная линейка «Звени, звонок последний!» Май

 

Зам. директора по ВР,

МО классных руководителей

Министерство культуры
Выпускные балы в 9 и 11 классах. Июнь Зам. директора по ВР, педагог-организатор

МО классных руководителей

Министерство культуры
«Портфолио класса» В течение года Зам. директора по ВР, педагог-организатор Министерство культуры

 

Озеленение здания школы и школьного двора В течение года МО классных руководителей

Зам. директора по ВР

 

Министерство труда

Проведение утренней зарядки В течение года Учителя физкультуры

Зам. директора по ВР

Педагог-организатор

Министерство спорта
Организация работы Музея Боевой Славы В течение года Руководитель музея

 

Министерство заботы

 

Организация дежурства в школе В течение года

 

Зам. директора по ВР

 

Министерство труда

 

Организация трудовых десантов в школе, микрорайоне школы В течение года

 

Классные руководители

Зам. директора по ВР

 

Министерство труда

 

Операция «Чистый двор» (большая уборка нашей территории)  

1 раз в четверть

 

Зам. директора по ВР

Классные руководители

 

Министерство труда

 

Работа по благоустройству пришкольной территории и эстетическому оформлению школы В течение года Классные руководители

 

Министерство труда

 

Проведение классных часов по ПДД В течение года Зам. директора по ВР

Классные руководители

Министерство здравоохранения

 

Начинается новый учебный год с проведения общешкольной ученической конференции. Куда приходят делегаты от городов-классов, уполномоченные принимать ответственные решения. Они оценивают деятельность президентского совета, называют лучшие мероприятия, акции, праздники, вносят предложения по планированию работы на будущий год, высказывают пожелания в работе заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, директору школы, работникам школьной столовой, принимают некоторые нормативные акты, например, «О борьбе с курением в школе», «Положение о дежурном классе», «О борьбе с ненормативной лексикой». На конференции выбирают избирком и его председателя для организации и проведения выборов президента на новый учебный год. Избирком назначает сроки избирательной кампании, вводит правила ведения агитации, регистрирует кандидатов.

Избирательная кампания – яркая игровая деятельность, в которую вовлекаются все учащиеся, педагоги. В этом году приняли участие в избирательной кампании и самые маленькие жители школьной страны, и председатель родительского комитета школы.

Мэры городов и президент приносят клятву. Один раз в две недели собирается совет мэров, отчитывается перед президентским советом о том, как идут дела, о своих достижениях, о выполнении порученного.

Президентский совет школы практикует открытые заседания «Разговор начистоту» в классах, где учащиеся часто нарушают дисциплину, совершают антигуманные поступки, употребляют нецензурные выражения, имеют вредные привычки, не участвуют в жизни школы.

Ученическое самоуправление оживляет и разнообразит школьную внеурочную деятельность новыми традициями. Но и старые традиции поддерживаются и продолжаются: День Учителя – общешкольный праздник, который полностью берет на себя школьное самоуправление. В этот день президент становится дублером директора школы, министры становятся заместителями директора, набираются штаты дублеров-педагогов, уроки ведутся по расписанию.