Лапкаева Людмила Альбертовна

Учитель русского языка и литературы

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МБОУ «Ширингушская СОШ»
Лапкаевой Людмилы Альбертовны

Описание собственного педагогического опыта по проблеме « Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
«Слова «дух», «духовность», «духовное развитие», «духовное ядро личности» (И. М. Сеченов), «психодуховное ядро личности» (Ф. М. Достоевский) были устранены из отечественной педагогики с начала революции и стали появляться вновь в печати недавно. Мыслитель и педагог православного направления, К. Д. Ушинский высоко ценил роль духовности в деле воспитания человека и человеческую потребность в духовном развитии.
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея моего опыта – воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться во имя процветания России. Она как нельзя лучше раскрывает высшую цель образования – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:
— внедрение новых педагогических технологий и форм воспитания в работу с детьми;
— создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы, эмоционального фона для каждого ребёнка, творческое содействие;
— постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут вносить разнообразие и многогранность в творческую деятельность детей;
— накопление и систематика собственного опыта работы, изучение опыта коллег, постоянное расширение кругозора и изучение всех вновь появляющихся тенденций и направлений в этой области воспитания.
Каждый урок русского языка и литературы должен быть ярким, запоминающимся и результативным. Необходимым условием для этого является активная творческая деятельность каждого ребёнка. Добиться этого можно только за счёт создания необходимой рабочей и эмоциональной атмосферы и личным соучастием в каждом творческом процессе.
Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно- нравственных ценностей:
— опора на ценностный потенциал содержания образования
-сочетание традиционных форм обучения с инновационными
— интеграция учебной и внеклассной формы деятельности.
Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.
Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.
Умение ребят проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, способствует развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.
Итак, на уроках литературы стараюсь помочь ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, поэтому вижу в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.
Таким образом, духовно — нравственное воспитание — это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека».
Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Теоретическая база опыта
Как учитель я стараюсь руководствоваться следующими нормативными документами и материалами:
1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ».
2. «Концепция модернизации российского образования»
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия:
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — №2 — С. 67-68
2. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская — Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — №3 — С. 9-12
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
5. Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.
5. Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
При формировании нравственных качеств личности использую:
1. Проблемное обучение Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» — особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, на этапе постановки учебных задач на уроке литературы по теме «М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. СЛОВО О ПОЭТЕ. «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ» на доске вывешивается 1812 и др. слова:

• Сражение
• Стихотворение
• Великая Отечественная война
• Кутузов
• Пушкин
• Лермонтов
• Наполеон
• Отечественная война
• Англичане
• Французы
• Русские
• Поэт
• Смелость
• Трусость
• Патриотизм

Задаются вопросы:
-Чем памятен для нашей истории 1812 год?
-Какие слова потребуются для сегодняшнего урока?
— О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

2. Технология исследовательского обучения и проектные методы обучения. Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося. Такая форма организации учебной работы способствует развитию у обучающихся исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.
Примером такого типа проекта, как ролевой проект, явилась групповая творческая деятельность учащихся 5 класса на уроках литературы при изучении сказки А. С. Пушкина «Мёртвая царевна» и сказки Жуковского «Спящая царевна» на тему « Бродячие сюжеты о спящей царевне в мировой литературе».
В качестве проектных продуктов были представлены презентации, иллюстрации к произведениям.
3. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы). Использовать наглядные опоры при анализе художественных произведений начинаю с 5 класса, когда начинает формироваться логика, доказательность суждений. С помощью схем можно продемонстрировать особенности развития сюжета произведения, особенности взаимоотношений и характеры героев. В 10 классе при изучении романа-эпопеи «Война и мир», опираясь на опорную схему, прослеживаем нравственные и духовные взлёты и падения главных героев Андрея Болконского и Пьера Безухова. Благодаря этому ребята анализируют положительные и отрицательные поступки героев, их ошибки и успехи, понимают, что жизнь не всегда преподносит только приятные сюрпризы, но надо искать путь к истине, как это делали герои любимого произведения.
Не менее интересно завершать урок составлением синквейна
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Иван-крестьянский сын,
Смелый, предусмотрительный,
Сражается, не трусит, побеждает
Защищает родную землю
Герой!

4. Игровые технологии позволяют разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся. Лучше всего использовать на этапе проверки знаний по предмету.
Например: «Поле чудес» ( в 5 классе по сказкам А. С. Пушкина), урок «Что? Где? Когда?» (8 класс по «Пиковой даме» А. С. Пушкина), « Умники и умницы» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»,урок- «Литературный КВН» (соревнование между сборными командами из учащихся с 5 по 9 класс.
Я стараюсь находить прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей. Это, конечно, творческие и игровые проекты. Творческий проект является продолжением урока литературы. Он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы «прекрасное мгновенье» было продолжено. А игра, на мой взгляд, основной вид деятельности не только младших школьников, но и детей пятых-шестых классов. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти нужную форму игры, органично «вплести» её в ткань урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей.
Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, это драматизация, инсценирование. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие.
Слово учителя литературы – главный его инструмент. И учить быть внимательным к слову стараюсь на каждом уроке. Изучение художественного произведения, в котором встречается много новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова.
Творческий проект – это желание читать, думать, спорить, анализировать. Это декорации, афиши, костюмы, грим, освещение – для тех, кто пока не представляет себя на сцене. Другие возьмутся за исполнение обязанностей режиссера, сценариста. У остальных – роли. Все главные. Иначе нельзя. Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.
В своей практике провожу творческие зачёты, используя при этом проектную деятельность. Одним из таких примеров является зачёт после изучения темы «Басни Крылова». Учащиеся делятся на группы (по своему желанию), выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации, костюмов, при необходимости используют музыкальное оформление. На уроке-зачёте (за счёт урока внеклассного чтения) представляют классу плоды своего творчества, так называемый проектный продукт.
Ребята участвуют в различных творческих конкурсах. В христианских праздниках Пасха, Рождество. Принимают участие в музыкальных фестивалях «Рождественская звезда», «Пасхальный фестиваль», «Серебряная музыка» и «Живи народная душа!».
Большое внимание уделяется региональному компоненту, проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям мордовских писателей, праздники , воспитывающие любовь к родному краю, например, «Мордовия – мой край златой».
Яркими и незабываемыми становятся литературные праздники: «Бал литературных героев», Литературные гостиные, театрализованные представления, конференции по книгам. Традицией стало отмечать День славянской письменности, совершать поездки по литературным местам, паломнические экскурсии, посещение музеев, театров. Всё это способствует духовно- нравственному воспитанию обучающихся.

Анализ результативности
1. Изучение за период с 2012-2016 г. уровней сформированности нравственной и гражданской позиции у учащихся (тест) выявил повышение уровня нравственной воспитанности у учащихся и сформированной ориентации на другого человека.
2. Полученные результаты показывают, что изменился набор жизненных ценностей учащихся. Ценностные приоритеты определяются так: любовь, семья, здоровье, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений.
3. О формировании морально-этических идеалов позволяют судить творческие работы учащихся.
4. Личные запреты, которые накладывают на себя учащиеся: наркотики, алкоголь, предательство, преступление.
5. Отмечается положительная динамика результатов обучения по русскому языку и литературе.
6. Отмечается повышение познавательного интереса к изучению русского языка и литературы.
7. Ученики являются участниками Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе. Паршунина Евгения и Ермакова Светлана, ученицы 9 класса, стали призёрами в муниципальной олимпиаде по литературе в 2015 году и участниками республиканской олимпиады по литературе. Паршунина Евгения – призёр республиканской олимпиады по литературе 2016г.
8. Отмечаются позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе:
Уровень Республиканский Районный
Учебный год 2013-2014уч.год
1 место
2 место Исаченко Ирина Республиканский конкурс сочинений « Я выбираю… Мы выбираем…»
Участие
Учебный год 2015-2016 уч.год
1 место
2 место 1.Чирина Катя Районный этап конкурса литературных работ «Искусство слова»
2. Чирина Катя Районный этап конкурса «Живая классика»»

Участие Чирина Катя Республиканский этап конкурса «Живая классика»»

Учебный год 2016-2017
1 место Районный этап конкурса литературных работ «Искусство слова»
1. Каткова Алина
2 место 2. Паршунина Евгения
3 место 3. Кинякина Татьяна
3 место Урсова Екатерина
Урсова Анна
Илькина Елена
В конкурсе исследовательских пректов «Мой храм» ( фильм)

9. Выпускники учатся на филологическом факультете в МГУ им. Огарёва, в других вузах республики, где востребованы русский язык и литература.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта
На протяжении последних десятилетий, к сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке, заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Небывалый рост преступности, размывание нравственных устоев, духовное оскудение, несправедливость в распределении благ, социальная незащищенность и многое другое – всего не перечесть. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Имеется возможность широкого использования опыта в профессиональной педагогической деятельности учителей русского языка и литературы.