Ямашева Диана Рафаэльевна

Представление  собственного инновационного педагогического опыта учителя   изобразительного искусства
МБОУ «Ширингушская СОШ»
Зубово-Полянского  района Республики Мордовия

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться.
Демокрит.

                        Тема инновационного педагогического опыта:

 «Повышение мотивации обучения изобразительному искусству путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий»

Многие считают, что предмет «изобразительное искусство» среди школьных дисциплин «ненужный». Ведь именно на этих уроках формируется творческая личность ребенка, его эстетическая взыскательность, самостоятельность суждений, любовь и уважение к национальным, историческим и культурным традициям своей страны и всего человечества в целом.

  1. Условия возникновения, становления опыта. Работаю учителем изобразительного искусства пятый год по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Главным в работе я считаю урок. Учебным планом предусмотрены  по одному уроку ИЗО в неделю. По моему мнению этого не хватает для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема: «Увеличение интенсивности урока, его насыщенности». Важным способом для  решения этой задачи могут стать современные информационные технологии, внеурочная деятельность и  работа с одаренными детьми

В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди,  обладающие динамизмом,   мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. Поэтому развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной.  Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности.   Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

            Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что творческое мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний, опыта в новую ситуацию.

2. Актуальность опыта

Повышение мотивации обучения изобразительному искусству  путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий, которая является актуальной и перспективной.

3. Концептуальность

 (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение технологии   проектно-исследовательского обучения позволяет повысить интерес обучающихся, как к  учебной, так и внеурочной деятельности.  Предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства  предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:

— организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности обучающихся, с использованием различных технологий; — использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности обучающихся;

Практическая  значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:

— активизации познавательной деятельности;

— повышению качественной успеваемости школьников;

— достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

— развитию навыков самообразования и самоконтроля;

— повышению уровню комфортности обучения;

— развитию творческо-информационного мышления.

4. Наличие теоретической базы опыта.

Мне как учителю сельской школы возможности информационно-коммуникационные технологии  (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание. Так как я работая в сельской школе то  для меня остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными? Нужно обеспечить  продуктивную деятельность обучающихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках ИЗО вовлечение обучающихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока  внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью. Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!» Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?  В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.   «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

 Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и

самообразования. Я тоже стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.

Плюсы  проектного метода:

— метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

— метод проектов созвучен моим жизненным позициям: ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;

-ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

— иногда знания полученные обучающимися остаются подчас  теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;

  —  индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой  уровень развития.  

5. Ведущая педагогическая идея.

Современные требования  к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется. Повышается уровень самооценки обучающихся, это является главной темой моего самообразования.

Вот уже несколько лет на своих  уроках я использую метод проектного обучения практически по всем предлагаемым программой темам. Этот метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность обучающихся.

6. Оптимальность и эффективность средств.

Глубина знаний и прочность навыков обучающихся по предмету зависит  от эффективной организация учебной деятельности на уроках и  правильного выбора методов и средств обучения.  Использование ПК при изучение нового материала позволяет обучающимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей школьников, то есть не более 25 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным. 

В своей работе я использую:

Типы занятий: сообщение новых  знаний, комбинированные, закрепления, лекции, беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа.

Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая работа.

Методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций.

Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение технике безопасности, Сан Пина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, физминутки психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать  познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Формы подачи учебного материала:

— традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;

— поиск информации в библиотеке и Интернете;

— сообщение, викторина, конкурс;

— создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.

Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде.

Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая  и направляющая его.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

— сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

— приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

— установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

— развитие мотивации обучающихся и как следствие повышение качества знаний;

— расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности

обучающихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

— формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления

собственных ошибок; — развитие творческих способностей обучающихся;

7. Результативность опыта.

Я  считаю кем бы ни стал ученик в дальнейшем, все это в жизни пригодится ему обязательно.

  Использование   технологии проектного обучения  на уроках   ИЗО  дает  хорошие результаты:  

— развивает исследовательские, творческие способности учащихся, повышает активность обучающихся;

— способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

— помогает развитию познавательной деятельности  и  повышает интерес к предмету;

— развивает логическое мышление  у обучающихся , способствует повышению уровня рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение информационно-коммуникационные технологии дают возможность мне как учителю :

— сделать уроки более содержательными;

— развивать любознательность обучающихся;  

— идти в ногу со временем.

        Показателями результативности считаю:

— участие и победы в конкурсах.

Считаю опыт своей работы «Повышение мотивации обучения изобразительному искусству  путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий» перспективным, так как он дает возможность повысить образовательный процесс, активизировать творческую и познавательную активность обучающихся, сделать урок более эффективным.