Самоуправление

Описание модели ученического самоуправления

Описание модели ученического самоуправления

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ученического самоуправления.

Деятельность органов ученического самоуправления МБОУ «Ширингушская СОШ» «Истоки» осуществляется на основании:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.35, ст.50, ст.68, ст.69);
  • «Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
  • Устава школы;
  • Положения об ученическом самоуправлении «Истоки»

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

ЦЕЛЬ:

Цель ученического самоуправления – адаптация личности в будущей взрослой жизни, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие их организаторских способностей, ответственности за общее дело, развитие гражданских качеств личности. Ученическое самоуправление позволяет сделать воспитание в школе более открытым, демократичным, гуманистическим.

ЗАДАЧИ:

1. Выработать новый стиль отношений в системе: «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – коллектив», «ученик – общественность». 2. Создать условия для самореализации личности. 3. Обогатить каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни.

При организации деятельности органов ученического самоуправления мы руководствовались следующими ценностями и принципами:

Ценности Принципы
Каждый выполняет свои обязанностипринцип распределения полномочий; 
Каждый равноправный участникпринцип равноправия; 
Каждый имеет право выбирать и быть избраннымпринцип выборности; 
Каждый имеет право передать свой опыт младшемупринцип преемственности 
Каждый имеет право знатьпринцип открытости и гласности; 
Каждый имеет право голосапринцип демократии; 
Каждый имеет право на достижение целипринцип целесообразности; 
Каждый имеет право на доброжелательное отношениепринцип гуманности; 
Каждый имеет право на советпринцип совета и согласия; 
Каждый имеет право на свободу и выбор своей деятельностипринцип свободы и самодеятельности; 
Каждый имеет право на критику и самокритикупринцип критики и самокритики; 
Каждый отчитывается о своей работепринцип отчётности. 

Концепция ученического самоуправления.

Современная средняя общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученический коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. Соответственно, ученический коллектив должен иметь возможность влиять на деятельность школы, участвовать в школьной жизни, соуправляя ее жизнедеятельностью.

В Школе гуманных демократических отношений каждый из коллективов и объединений должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение своих потребностей и интересов в воспитательном и образовательном процессах. Развитие самоуправления помогает учащимся почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Этому может служить самоуправление ученического коллектива: собрание учащихся школы (высший орган); избранный собранием совет учащихся (совет правления); комиссии, штабы, советы и др. рабочие органы; классные собрания учащихся; классный ученические советы и их рабочие органы.

Органы самоуправления не могут действовать изолированно друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.
Инновационная деятельность:
— вооружение актива организаторскими знаниями (воспитание лидерских качеств);
— реализация потребностей и интересов учащихся (развитие социальных инициатив);

— развитие умения работать в команде.
Основные методы самоуправления:

-общественное поручение;
-общественное мнение;
-позитивное стимулирование;
-авансированное доверие;
-управленческий цикл;

-соревнование;

-традиции и ритуалы;

-личный пример;

-поощрение участников самоуправленческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Общешкольная ученическая конференция

1. Периодичность проведения – 1 раз в год или по необходимости для обсуждения и решения важных вопросов.

2. Рассматриваемые вопросы связаны с участием учащихся в самоуправлении.

3. Формирует избирком, определяет ход избирательной кампании, ее сроки, утверждает правило формирования кабинета министров.

4. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы школы.

5. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие деятельность ученического коллектива.

6. Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности.

Президентский совет.

1. Координирует деятельность министерств, мэрий городов.

2. Планирует и организует внеклассные мероприятия.

3. Организует и контролирует самообслуживание учащихся, дежурство по школе, следит за порядком в холлах, рекреациях, кабинетах и на территории школы.

4. Организует шефство над ветеранами войны и труда.

5. Организует работу пресс-центра.

6. Заслушивает отчеты министерств, мэров городов.

7. Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии с Уставом школы, настоящим Положением.

Обязанности органов ученического самоуправления.

  • Президент организует работу всех министерств, координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, периодически созывает заседания кабинета министров, заслушивает отчеты, принимает решения, связанные с деятельностью школьной республики и проблемами учащихся.
МинистерстваНаправления деятельности
1Министерство науки и образования Сбор информации об учебном процессеПроведение интеллектуальных марафоновУчастие в организации предметных недель
2Министерство культуры  Подготовка и проведение вечеров отдыха, праздников, фестивалейУчастие в организации конкурсов, выставок, игр, концертовОрганизация экскурсионной работы
3Министерство здравоохранения Участие в организации Дней здоровья и спортивных праздниковОрганизация и контроль за выпуском уголков здоровья
4Министерство информации и печати Организация выпуска школьной газетыОрганизация и проведение конкурса газет, плакатов, рисунковОрганизация и проведение смотра-конкурса классных уголковПодготовка и размещение объявлений
 5Министерство труда Организация и проведение субботниковОрганизация генеральных уборок закрепленных территорийОрганизация дежурства по школе
6 Министерство спорта Участие в организации Дней здоровья и спортивных праздниковУчастие в подготовке и проведении спортивных соревнованийСбор информации о спортивных достижениях учащихся школыОрганизация поздравлений победителей школьной спартакиадыОрганизация школьной зарядки
7Министерство заботы Организация и оказание посильной помощи ветеранам войны и трудаПоздравление ветеранов с праздникамиПроведение встреч с ветеранамиПомощь начальным классам в проведении праздниковПомощь в организации работы школьного музея

Как формируется министерство.

1. В каждом классном коллективе (5-11 класс ) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура, спорт, информация, здоровье, труд, забота

2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного министерства (таким образом, в каждом школьном министерстве есть представитель от каждого класса).

Классное ученическое (городское) собрание.

Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего города (класса), учебы, внеурочной деятельности, взаимодействия с органами школьного самоуправления, родительской общественностью. Каждый ученик – житель города, у которого есть герб, гимн, свои законы, имеет право высказываться, быть услышанным и влиять на принятие решения. Главное в работе собрания – обсуждение наболевших проблем, открытая и честная дискуссия, выработка коллективного решения, обязательного для всех. На собрании города избирается голосованием (открытым или тайным) мэр и мэрия города, распределяются поручения.

Мэрия города-класса.

Мэр и его команда, избранная большинством голосов, планирует деятельность всего коллектива с учетом интересов одноклассников, организует ее выполнение, регулирует, анализирует и оценивает ее.

Координация деятельности и развитие системы ученического самоуправления, взаимодействие с педагогическим коллективом, родительской общественностью.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо не столько совершенствовать его схему (нет схемы, которая срабатывала бы сама), сколько заниматься воспитанием личности, по словам Гегеля, способной «выполнить себя», с яркими лидерскими качествами, способной развиваться, самосовершенствоваться во благо окружающих, во благо общества.

  • Директор школы отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулируя процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
  • Зам. директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции воспитательной системы школы и модели ученического самоуправления, занимается вопросом методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая в каждом классе наиболее эффективную систему самоуправления.
  • Старшая вожатая занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как важнейший специалист, непосредственно реализующий воспитательные программы различной направленности в школе.
  • Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы детей, найти путь поддержки их инициатив, помочь детям реализовать их.
  • Из числа педагогов назначаются директором школы (или выбираются по желанию детей) помощники-консультанты, курирующие деятельность министерств.
  • Особую роль призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям он помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организует систему психологической поддержки активистов, консультирует классных руководителей.
  • Родительская общественность, РК школы, принимая активное участие во всех значимых мероприятиях школы, всегда бывают в курсе процессов, идущих в большом школьном коллективе, имеют свои мнения, суждения, высказывают предложения, предлагают свою помощь.

Основное содержание деятельности ученического самоуправления.

МероприятияСрокиОтветственные иисполнителиОтветственные министерства
День знаний 1 сентябряЗам. директора по ВРМинистерство культуры
Заседание Совета старшеклассниковСентябрьЗам. директора по ВРСтаршая вожатая
Формирование, планирование, организация деятельности органов ученического самоуправления, школьных объединений, клубов и отрядов.  Сентябрь Зам. директора по ВРМО классных руководителей   
Месячник «Внимание, дети!»СентябрьМайЗам. директора по ВР Министерство информации и печати
Праздник первоклассников «Чему учат в школе?»Октябрь кл. рук Министерство заботыМинистерство культуры
День учителя «Учитель, перед именем твоим…»ОктябрьЗам. дир. по ВР Министерство культурыМинистерство науки и образования
 День матери НоябрьЗам. директора по ВР, МО классных руководителейМинистерство заботы 
День согласия и примиренияНоябрьЗам. директора по ВРМО классных руководителейМинистерство заботы 
Всемирный день борьбы со СПИДомДекабрь Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство информации и печатиМинистерство здравоохранения
Новогодний серпантинДекабрь Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство заботыМинистерство культуры
«Мы с папой – богатыри!»Февраль Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство спорта
День влюбленных Февраль Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство информации и печатиМинистерство культуры
Вечер встречи выпускниковФевраль  Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство культуры
«Любимые и дорогие»МартЗам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство культурыМинистерство заботы
Общешкольный конкурс «Мисс очарование»Март Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство культурыМинистерство заботы
Месячник борьбы с наркоманией, токсикоманией (по отдельному плану)МартЗам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство информации и печатиМинистерство здравоохранения
Всемирный день здоровья. 7 апреляЗам. директора по ВР, педагог-организаторМинистерство информации и печатиМинистерство здравоохраненияМинистерство спорта
День ЗемлиАпрель Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство информации и печатиМинистерство труда
День ВодыАпрельЗам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство информации и печатиМинистерство труда
День ПтицАпрель Зам. директора по ВР, старшая вожатаяМинистерство информации и печатиМинистерство труда
 День Победы  МайЗам. директора по ВР, старшая вожатаяМО классных руководителейМинистерство культурыМинистерство заботыМинистерство информации и печати
Школа актива Май Зам. директора по ВР, педагог-организаторМО классных руководителейМинистерство культурыМинистерство заботыМинистерство информации и печатиМинистерство здравоохранения
 Конкурс рисунков «Мои родители», «Моя семья» МайЗам. директора по ВРМО классных руководителейУчитель рисованияКлассные руководители Министерство культуры 
Торжественная линейка «Звени, звонок последний!»Май Зам. директора по ВР,МО классных руководителейМинистерство культуры
Выпускные балы в 9 и 11 классах.ИюньЗам. директора по ВР, педагог-организаторМО классных руководителейМинистерство культуры
«Портфолио класса»В течение годаЗам. директора по ВР, педагог-организаторМинистерство культуры 
Озеленение здания школы и школьного двораВ течение годаМО классных руководителейЗам. директора по ВР Министерство труда
Проведение утренней зарядкиВ течение годаУчителя физкультурыЗам. директора по ВРПедагог-организаторМинистерство спорта
Организация работы Музея Боевой СлавыВ течение годаРуководитель музея Министерство заботы 
Организация дежурства в школеВ течение года Зам. директора по ВР Министерство труда 
Организация трудовых десантов в школе, микрорайоне школыВ течение года Классные руководителиЗам. директора по ВР Министерство труда 
Операция «Чистый двор» (большая уборка нашей территории) 1 раз в четверть Зам. директора по ВРКлассные руководители Министерство труда 
Работа по благоустройству пришкольной территории и эстетическому оформлению школыВ течение годаКлассные руководители Министерство труда 
Проведение классных часов по ПДДВ течение годаЗам. директора по ВРКлассные руководителиМинистерство здравоохранения

Начинается новый учебный год с проведения общешкольной ученической конференции. Куда приходят делегаты от городов-классов, уполномоченные принимать ответственные решения. Они оценивают деятельность президентского совета, называют лучшие мероприятия, акции, праздники, вносят предложения по планированию работы на будущий год, высказывают пожелания в работе заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, директору школы, работникам школьной столовой, принимают некоторые нормативные акты, например, «О борьбе с курением в школе», «Положение о дежурном классе», «О борьбе с ненормативной лексикой». На конференции выбирают избирком и его председателя для организации и проведения выборов президента на новый учебный год. Избирком назначает сроки избирательной кампании, вводит правила ведения агитации, регистрирует кандидатов.

Избирательная кампания – яркая игровая деятельность, в которую вовлекаются все учащиеся, педагоги. В этом году приняли участие в избирательной кампании и самые маленькие жители школьной страны, и председатель родительского комитета школы.

Мэры городов и президент приносят клятву. Один раз в две недели собирается совет мэров, отчитывается перед президентским советом о том, как идут дела, о своих достижениях, о выполнении порученного.

Президентский совет школы практикует открытые заседания «Разговор начистоту» в классах, где учащиеся часто нарушают дисциплину, совершают антигуманные поступки, употребляют нецензурные выражения, имеют вредные привычки, не участвуют в жизни школы.

Ученическое самоуправление оживляет и разнообразит школьную внеурочную деятельность новыми традициями. Но и старые традиции поддерживаются и продолжаются: День Учителя – общешкольный праздник, который полностью берет на себя школьное самоуправление. В этот день президент становится дублером директора школы, министры становятся заместителями директора, набираются штаты дублеров-педагогов, уроки ведутся по расписанию.